Запись барабанов

Одной из самых сложных, но поистине важных задач для звукорежиссера, является запись барабанов. Размер и громкость инструмента, а также разнообразие звуков, которые можно получить в процессе работы в студии, делает запись ударной установки, весьма пугающей перспективой для тех, кто впервые сталкивается с подобным опытом.

За моей спиной около десяти лет опыта, что позволило перепробовать и разработать несколько различных методов работы, которыми я доволен, но я постоянно стремлюсь к изменениям и улучшениям. А чтобы эти самые улучшения происходили - нужно делиться опытом, или другими словами - учить, чтобы учиться.

В этой статье я хотел бы предложить вам, уважаемые читатели, несколько практических и творческих советов, которые помогут, во-первых, понять некоторые основные принципы записи живых барабанов, а во-вторых, помочь вам разработать свои собственные методы и подходы. Настоятельно рекомендую дочитать эту статью до конца, если вы хотите получить по настоящему качественный звук ударных, независимо от того, музыкант вы или начинающий звукорежиссер. Эта статья будет полезна как новичкам, так и профессионалам, которые освежат в памяти некоторые, уже давно зарекомендовавшие себя приемы в звукозаписи, а также узнают несколько авторсих методик, которые разумеется лишними не будут и могут достойным образом пополнить арсенал знаний любого звукорежиссера.

Enjoy!

Первое что хотелось бы заметить, потому как это может быть для кого-то неочевидно, но поверьте мне на слово - Невозможно добиться отличного звучания ударных, если сама ударная установка звучит плохо. Никакие манипуляции со звуком, никакое сведение, не даст того эффекта, если в самом начале, были нарушены фундаментальные принципы звукозаписи. Это лишь один, но это основной из аспектов среди большого множества факторов в получении сочного звучания ваших барабанов.

Разумеется, хорошая установка не является решением всех проблем, потому как её еще нужно правильно настроить, поместить в акустически оформленную комнату, правильно расставить микрофоны, ну и конечно же хорошо на ней сыграть, думаю это очевидно. Если с неровной игрой можно справиться, выполнив выравнивание барабанов или гитары, то со звукоизвлечением дела обстоят сложнее, хотя это справедливо по большей части для гитаристов. Я включил этот пункт сюда не случайно. Обязательно, перед тем, как записываться, убедитесь, что вы хорошо подготовились. Этим вы сэкономите не только время и деньги, но и получите удовольствие от работы вместе со звукорежиссером.

Новые пластики и тщательная настройка позволяют получить максимум от звучания барабана, некоторые барабанщики заменят пластики по умолчанию перед сессией записи, другие вздрогнут от этой мысли. Лично мне нравится заниматься настройкой барабанов, если я чувствую что барабанщику не до этого, тем более в моем распоряжении имеется отличный барабанный тюнер ;)

Подготовка имеет решающее значение для успешного барабанного сеанса. Если вы чувствуете что звук малого барабана не подходит для вашей записи, то берите в аренду, одалживайте всё что улучшит звук, начиная от того самого малого барабана, заканчивая железом.

Помещение, в котором вы устанавиваете барабаны, окажет огромное влияние на звук. Например, если вы хотите большой, громкий и плотный рок-звук, не используйте маленькую заглушенную будку, хотя опять же, важно учитывать что требуется для общего результата. Естественная реверберация хорошей тональной комнаты всегда объединяет звук барабанов и создаст пространство без необходимости использования искусственной реверберации. На мой взгляд, великолепно звучащая барабанная комната гораздо важнее, чем бесконечный список микрофонов и обработок. Интересно звучащие комнаты могут добавить уникальный характер к записи, так что никогда не следует исключать использование например старого кирпичного подвала, если это уместно и доступно.

Теперь, когда в вашей отлично звучащей комнате стоят тонко отстроенные барабаны, с новыми пластиками и все звучит прекрасно - настает момент истины, собственно то, для чего мы здесь и собрались сегодня. Непосредственно запись. Чтож, думаю стоит сразу перейти к делу.  

1. Оверхеды

Для начала расставьте микрофоны оверхедов. Уже на этом этапе вы должны получить отличный звук. Экспериментируйте с положением микрофонов, помните, они не обязательно должны стоять симметрично относительно барабанной установки, попробуйте добавить в это немного креатива. Однажды для записи одного метал проекта, я решил не делать стандартный звук барабанов, и решил поставить оверхеды максимально нестандартным образом, чтобы получить уникальный саунд. Один микрофон я поставил сзади барабанщика на высоту примерно двух метров, ближе к райду, направив его на хайхет, другой - наоборот, поставил перед барабанщиком, ближе к хайхету, направив на тарелку райда. Результат получился весьма солидный и я впоследствии довольно часто применял эту технику, так как она давала ощутимый эффект "присутствия". Скажем бочка одновременно снималась и со стороны ударного и со стороны резонансного пластика, таким образом ее звучание получилось очень детальным. То же самое справедливо и по отношению к малому барабану и к томам. Не забывайте всегда проверять микрофоны на наличие противофазы.

Предлагаем вашему вниманию первую серию цикла небольших обучающих видео о том как правильно записать барабаны в студии. Подписывайтесь на наш канал в YouTube и следите за обновлениями. (скоро...)  

2. Бас-барабан 

Поместите микрофон внутрь бас-барабана на 5-10 сантиметров и направьте его в противоположную сторону, то есть, если резонатор справа, то поверните микрофон немного влево и наоборот. Это даст ощутимый эффект глубины вашей бочке. Подвигайте микрофон взад-вперед, одновременно слушая, для этого попросите барабанщика делать удары одинаковой силы с одинаковым интервалом, вы, разумеется должны быть в наушниках для мониторинга снимаемого сигнала. Когда вы найдете приемлимый звук, стоит уйти в контрольную комнату для проверки звучания на мониторах, эквализации и компрессии. Но об этом я расскажу чуть позже, поэтому обязательно дочитайте статью до конца, обещаю расскажу много интересного 

3. Малый (рабочий) барабан  

Запись рабочего барабана отличается тем, что его обычно снимают двумя микрофонами. Сверху и снизу. Верхний микрофон призван уловить тон и атаку малого барабана. Начните с размещения микрофона на пару сантиметров выше пластика, и направьте его в центр барабана. Перемещение микрофона окажет существенное влияние на конечный звук, поэтому всегда экспериментируйте с этим. Часто для борьбы с ненужными обертонами помогает установка микрофона немного ближе к центру пластика, однако это может иметь смысл, если это не мешает барабанщику, чья главная задача хорошо сыграть свою партию, а не следить за тем, чтобы случайно не ударить палочкой по микрофону. Скромный shure sm57 отлично справляется с записью верхнего пластика, и я рекомендую начать прослушивание именно с него. 

Нижний микрофон используется для того чтобы добавить воздуха и шипения к звуку малого барабана. Это дает большой простор для экспериментов с конечным звучанием, когда мы отстроив верхний микрофон, медленно поднимаем фейдер нижнего микрофона. Конечно, не забываем проверить их на наличие противофазы. 

4. Томы   

И снова - экспериментируйте с позициями. Перемещая микрофон, вы сможете получить наилучший баланс между атакой и сустейном, а также минимизировать проникновение других звуков в микрофоны томов. Подобно рабочему барабану - направьте микрофон в сторону центра пластика, вероятно более близкое к пластику расположение - даст нужный эффект, но не переусердствуйте. Помните, прежде чем звук достигнет капсуля микрофона, ему нужно успеть "раскрыться". В любом случае - минимальное расстояние от пластика должно быть полтора-два сантиметра. 

 5. Хай-хэт 

Для записи хай-хэта я обычно использую конденсаторный микрофон с узкой направленностью. Размещение его ближе к куполу, обеспечит сфокусированностью записываемый сигнал, а звучание будет теплым и бархатным. Если же вам нужен более агрессивный тон, тогда располагайте микрофон ближе к краю - это даст наибольшую искристость звучанию. Экспериментируйте с высотой микрофона и его наклоном. Постарайтесь обеспечить наименьшее проникновение посторонних шумов, это особенно справедливо для малого барабана, поэтому если есть возможность, направьте микрофон хай-хэта в противоположную от малого барабана сторону. 

6. Райд 

Совсем необязательным является запись на отдельную дорогу райд-тарелки, все зависит по большей части от партии. Если вам нужно выделить звучание купола, тогда установка микрофона на райд обеспечит вам пространство для маневра при микшировании в дальнейшем. я люблю устанавливать микрофон под куполом направляя его ближе к краю. Таким образом я обеспечиваю наименьшее проникновение посторонних звуков. 

7. Room микрофоны  

Захват звука комнаты помогает добавить пространство и глубину звучанию барабанов и часто объединяет отельные микрофоны. В каком-то смысле можно было бы написать про микрофоны комнаты в первую очередь, так как они играют критически важную роль, при записи барабанов для живых инструментальных жанров музыки, особенно в таких, где ценится натуральность. Я не нашел совершенно однозначного подхода в размещении комнатных микрофонов. Предполагая, что я не хочу их ставить слишком близко или далеко от установки, я просто пытаюсь найти приятное звучащее место. Один из приемов сделать это - инвертировать фазу на одном из микрофонов, которые суммируются в моно. При данных условиях, попытайтесь найти место в комнате, где установка звучит резко и тонко и будто вся глубина пропала. Когда вы вернете фазу в норму, вы обнаружите что комнатные микрофоны звучат блестяще! 

 

Продолжение следует...